Взаимодействие органов самоуправления для совершенствования учебного процесса

С нaчaлoм учeбнoгo гoдa зaмeтнo oживились улицы нaшeгo рaйoнa. Спeшaт рeбятa в шкoлы, гдe иx ждут нoвыe знaния, внимaтeльныe учитeля, гдe пoстoяннo вoзникaeт мнoжeствo вoпрoсoв и прoблeм, трeбующиx кoмпeтeнтнoгo и прaвильнoгo рeшeния. Чeм живут сeгoдня учрeждeния образования? Какие задачи в настоящее время являются более актуальными? На эти и другие вопросы мы попросили ответить исполняющего обязанности начальника отдела образования, спорта и туризма Лоевского райисполкома, главного специалиста Оксану ЮКОВСКУЮ.

— Оксана Аркадьевна, хотелось бы знать, сколько мальчишек и девчонок в сентябре переступили пороги школ и детских садов?

— В текущем году 1254 учащихся сели за парты, 402 дошкольника посещают детские сады. Только вот в сравнении с прошлым годом численность участвующих в образовательном процессе сократилась на 44 человека.

— Недавно довелось услышать информацию о том, что в районе открыты профильные классы сельскохозяйственной направленности. Так ли это?

— Новым является то, что в настоящее время для учащихся 10 классов школ района организован образовательный процесс по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Занятия проходят на базе государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих управления сельского хозяйства и продовольствия Лоевского райисполкома». Централизованно решены вопросы подвоза и питания учащихся. Есть надежда, что ребята, выбравшие этот профиль, не просто получат специальность, но и реальную возможность трудоустроиться в своем районе после получения аттестата о среднем образовании.

— Оксана Аркадьевна, как у нас решается вопрос безбарьерной среды?

— На 1 сентября в районном банке данных «О детях с особенностями психофизического развития» насчитывается 168 детей, 17 из них имеют инвалидность. На основании протокола заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 года № 2-3 и методических рекомендаций по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов безбарьерная среда создана в ГУО «Сутковский детский сад-средняя школа Лоевского района», «Бывальковский детский сад-средняя школа», «Малиновский детский сад-базовая школа Лоевского района», «Лоевский районный центр творчества детей и молодежи». В полном объеме решен вопрос в Лоевском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В средней школе имени А.В. Козлова сделан пандус, снижены пороги, расширены дверные проемы, в учреждении «Ясли-сад №1 г.п. Лоева» оборудован пандус, установлены поручни в одной из групп. До 2020 года необходимо снять проблему отсутствия безбарьерной среды в ГУО «Ясли-сад №3 г.п. Лоева» и детско-юношеской спортивной школе. В настоящее время организован подвоз 14 детей в ЦКРОиР. Специалисты центра имеют возможность в течение года осуществлять консультативное сопровождение детей с особенностями психофизического развития, проживающих в отдаленных населенных пунктах, проводить психолого-медико-педагогическое обследование по месту обучения и проживания

— Многие родители, отправляя детей в школы и детские сады, надеются на помощь, участие и содействие членов родительского комитета. Назовите, пожалуйста, основные задачи этого органа самоуправления.

— Родительские комитеты учреждений образования создаются в целях содействия школе и семье в получении образования обучающимися, воспитания социально активной личности, сочетающей в себе гражданственность, высокие нравственные качества, индивидуальность. Согласно Положению, утвержденному Постановлением №47 Министерства образования РБ от 28 июня 2011 года, родительский комитет содействует укреплению связей между семьей, школой, общественными организациями в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на обучающихся и повышения его результативности. Комитет оказывает школе помощь по использованию потенциальных возможностей родительской общественности по защите законных прав и интересов обучающихся и педагогических работников, участвует в организации работы с родителями по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания в семье, способствует совершенствованию условий для учебы, охраны жизни и здоровья детей.

Родительский комитет школы координирует и регулирует деятельность классных родительских комитетов, проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей об их правах и обязанностях, оказывает содействие и помощь администрации школы в проведении и организации внешкольных мероприятий, привлекает родительскую общественность к активному участию в жизни школы, в воспитательной работе, содействует развитию самоуправления обучающихся.

— Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?

— Однозначно, нет. Министерство образования особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

— Многие читатели нашей газеты, возможно, неправильно воспринимают значение словосочетаний «родительский комитет» и «попечительский совет». Объясните, пожалуйста, как сегодня создаются попечительские советы в учреждениях образования? Чем они занимаются? Из чего формируется их финансовая составляющая, на что расходуется?

— Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития. На основании Положения о попечительском совете учреждения образования решение о создании совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается общим собранием. Основная цель деятельности — содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе, и решения совета носят консультативный и рекомендательный характер.

— Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета?

— Нет, совет — абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета и принимать решения, обязательные для него.

Кстати, в сентябре-октябре во всех учреждениях образования пройдут общешкольные родительские собрания, на которых будут тщательно изучены и обсуждены документы, касающиеся деятельности родительских комитетов и попечительских советов.

— Оксана Аркадьевна, огромное спасибо за интересные и исчерпывающие ответы. Что бы Вы сегодня хотели пожелать педагогам и родителям?

— Здоровья, мира, взаимопонимания и взаимопомощи!

Наталья Апанасенко, «ЛК».